Дмитрий Радченко

Бюджетное путешествие в страну викингов: опыт российской студентки

Это было одновременно дорогое, но экономное путешествие, так как мы отправились в одну из самых экономически развитых стран Европы — Королевство Норвегия. Как известно, в Норвегии уровень жизни намного выше, поэтому для нас ценовая политика этой страны была практически не по карману на тот момент. Но, благодаря некоторым хитростям, поездка обошлась нам примерно в 30 тысяч рублей. И это с перелётами, проживанием и питанием в течение 10 дней. Вот так-то! А теперь о том, как это было.

Лететь самолётом из Москвы в Осло было очень дорого. Самый дешёвый перелёт предлагала авиакомпания air Baltic — билет без учёта скидок стоил 13 тысяч рублей. Но в путешествие нам очень хотелось — Норвегия казалась такой загадочной и неизведанной. Поэтому мы решили сэкономить на билетах и проживании, и при этом разнообразить наше путешествие.

Мы взяли билеты на поезд из Москвы до Калининграда туда-обратно за 4 тысячи рублей и, не доезжая до конечной остановки, вышли в Вильнюсе. Приехали утром. У нас было предостаточно времени, чтобы осмотреть город. Вылет в Осло из Вильнюса был в 8:00 утра следующего дня, здесь, конечно, нам пришлось провести ночь в аэропорту. Он не отличается особым комфортом и хорошим отоплением в зимний период, и тогда мы замёрзли до чёртиков, так как это был январь. Сам город красивый, но только в центре, который можно обойти за один день. С собой у нас были рюкзаки по 10 кг.

Следующим утром мы отправились в Осло. Билеты туда-обратно авиакомпанией Ryanair стоили 1 300 рублей. Чтобы сделать наше путешествие по Норвегии более бюджетным, мы решили воспользоваться сервисом Couchsurfing (участники проекта предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий и организуют совместные путешествия).

Так мы познакомились с Øyvind и Татьяной. Но перед тем, как встретиться, мы совершили мини-круиз в Копенгаген (Дания) из Осло. Ещё до начала всей поездки, мы воспользовались акцией и купили два билета туда-обратно по 40 рублей на мини круиз Осло — Копенгаген — Осло.

Это было очень круто, так как ранее я никогда не путешествовала на теплоходе ещё и в другую страну! Все было очень даже прилично, мы ожидали худшего, так как 40 рублей такая себе цена. Думали, что придётся спать на одной койке и без душа в комнате. Но, реальность была совсем другой: с уютными спальными местами, душем и даже маленьким журнальным столиком.

В Дании меня удивила приветливость людей. Утром мы зашли в магазин купить продуктов, и внезапно посетитель магазина при входе вежливо поздоровался со мной. Для меня это было так странно, ведь у нас так не принято. Было любопытно и увидеть, что местные совершают небольшие прогулки по кладбищу. Они там действительно необычные и атмосферные. Мы открыли для себя не туристический Копенгаген: прошлись по жилым районам, мимо школ и детских садов, офисов и просто улицам.

По приезду в Осло мы сразу отправились к Øyvind. Мы встретились с ним в McDonald’s, пошли домой, положили вещи и отправились смотреть город. Живёт он в центре недалеко от королевского дворца. Осло — уютный и красивый город: море, горы, красивые двухэтажные домики недалеко от центра города и никакой суеты.

Øyvind показал нам такие места, куда обычный турист вряд ли смог бы попасть. Например, мы побывали в одном из нетипичных районов Осло, в котором на стенах много граффити и заведений для неформалов. Прошлись по разным узким улочкам и посмотрели, как живут среднестатистические норвежцы.

Но что самое сложное, нам постоянно приходилось идти то вверх, то вниз, а это тяжело с непривычки. Гуляли мы целый день и прошли около 20 км. За это время успели посетить и самый известный парк в Норвегии — парк скульптур Вигеланда, экспонаты которого тесно связаны со скандинавской мифологией, отображая круговорот жизни и смерти такой, какой ее видели во времена язычества.

И набережную Аккер-Брюгге, которая после модернизации стала одним из наиболее популярных мест для прогулок как у местных жителей, так и среди туристов. Она уникальна необычными по архитектуре зданиями, здесь также швартуются моторные лодки, яхты и огромные дома-корабли, а в теплое время года проводятся уличные концерты.

И Оперный театр Осло — одно из самых необычных зданий в стране, которое похоже на айсберг, торчащий из бетона в море.

После долгой прогулки с нашим другом мы пошли в одно из самых вкусных кафе-кебаб (шаурмечную). Цены меня весьма удивили, никак не ожидала увидеть шаурму ценой в 600 рублей. Вообще, кебаб очень популярен в Норвегии, и он там очень вкусный, а в магазинах всегда можно купить только что приготовленный вкусный хот-дог. Бюджет у нас был небольшой, поэтому в магазине покупали продукты без шика, но иногда баловали себя вкусными хот-догами. Также в каждом магазине есть специальные приспособления, куда можно сдавать пластиковые бутылки обратно на переработку. Таким образом, государство уменьшает количество бутылочного мусора на территории страны, образуя круговорот производства бутылок. Придя домой, мы для интереса посмотрели местные телевизионные каналы и узнали, что все иностранные фильмы транслируют в оригинале, но с норвежскими субтитрами, так государство экономит на озвучке и тем самым повышает уровень владения английским языком у населения.

На следующий день мы встретились с еще одним нашим другом по Couchsurfing — Татьяной. В Норвегии она недавно, сама из Украины и в Осло переехала по работе. Компания, в которой она работает, предоставила ей отличное жилье на холмах, откуда видно практически весь Осло. Её гостеприимство было свойственно нашему менталитету: накормила, напоила, рассказала много интересных историй, ещё и в дорогу еды с собой дала! Интересно было послушать мнение о стране со стороны мигранта. Жизнью в Норвегии она очень довольна: у неё хорошая работа, зарплата, она часто путешествует и в целом есть уверенность в завтрашнем дне. Норвежцы народ спокойный, по мере взросления, для них важна семья и уют в доме, каждый стремиться заработать как можно больше, чтобы купить свое жилье. В основном семьи живут в своих домах и выплачивают ипотеку, так как процентная ставка небольшая — около 3%. А приезжие и студенты — в съемных квартирах.

Каждые выходные зимой норвежцы берут лыжи и отправляются на ближайший горнолыжный курорт, а так как горы в Норвегии везде, путь много времени не занимает. Также многие скандинавские мужчины и женщины очень красивые: блондины и блондинки с голубыми глазами.

Следующим утром на поезде мы отправились в небольшой городок Flåm (Флом), который известен своими живописными пейзажами и железной дорогой. Особенность фломской железной дороги в том, что подъем, который проходит состав, очень крутой, и сам поезд поднимается крутыми виражами, проезжая мимо водопадов, скал и красочных, в зависимости от времени года, долин.

Население города едва ли превышает 500 человек. Это маленький городишко с разноцветными домиками среди фьордов и Северного моря, в котором живут фермеры. Но, несмотря на его размеры, в городе есть все: магазины, музеи и развлечения, как водные прогулки по фьордам, дорога Ралларвеген — популярный норвежский велосипедный маршрут (в летний период), смотровая площадка Стегастейн, откуда открывается панорамный вид на Эурланн-фьорд. Так как Флом — популярное туристическое направление, цены на жилье здесь выше, чем в других местах.

Но зимой туристов в Норвегии мало, поэтому за жилье мы заплатили около 3 500 рублей за двоих. Мы жили в деревянном двухэтажном и тёплом домике. Нам хватило времени посмотреть городок, пройтись по снежным тропинкам гор — это было опасно, но мы решили, что сможем насладиться удивительной тишиной гор и звездным небом. Именно здесь мы получили спокойствие и эстетическое удовольствие от красивых пейзажей вокруг.

В Берген мы добрались буквально за 3 часа на поезде. Если билеты купить заранее, они будут стоить дешевле. Берген милый город, и именно здесь я полюбила норвежские хот-доги! Неожиданно для нас мы провели ночь в трехзвездочном отеле за 5 тысяч рублей на двоих, хотя мы ожидали увидеть хостел. Вечером решили подняться на смотровую площадку по фуникулёру, чтобы увидеть вечерний Берген. Но поднимались мы долго, так как ждали одного пассажира, который говорил со своим знакомым. Наверху было очень красиво, туманно, вечерний Берген с высоты нас впечатлил.

Следующим утром мы прошлись по городу, ни одного девятиэтажного здания мы так и не увидели, вокруг только маленькие разноцветные деревянные домики. Наверное, особенно красивый вид из окна, если дом расположен на холме. Берген значительно отличается от Осло. Этот город является представителем классической Норвегии, а Осло — современной.

Также в стране существует четыре разных диалекта: нурьношк («северный норвежский»), трёндешк (центральная Норвегия), вестланнск («западный норвежский») и эстланнск («восточный норвежский»). Если направление непопулярное, то в сельской местности Норвегии жители с трудом понимают английский. Все норвежские города расположены на окраинах скандинавского полуострова, а центр заполнен необычайно красивой природой: горами, лесами, реками, и только изредка просачиваются деревянные и одинокие домики фермеров.

Убеждения норвежцев основываются на том, что, много зарабатывая и уплачивая налоги, они делают свою жизнь лучше. В метро, к примеру, у них нет турникетов, каждый житель Осло не подумает о том, что можно пройти бесплатно и не купить билет. Признаюсь, у нас был соблазн так сделать, так как мы живем в других реалиях. А у входа на фуникулёр в Бергене мы увидели меха на сидениях, и думаю, что они лежали там не одну ночь. В этой стране все рассчитано на честность граждан.

И несмотря на то, что ценовая политика Норвегии выше, путешествие в эту страну всегда можно сделать бюджетным: отследить скидки на перелеты между странами Европы, поискать бюджетное жилье или воспользоваться сервисом Couchsurfing. Главное иметь желание!